Скрыть
В этом году исполняется 260 лет со дня вхождения алтайского народа в состав России. Какова же история этого неординарного события, как для алтайского народа, так и российского государства? Джунгарское ханство возникло из обломков империи Чингис Хана после свержения династии и изгнания монгольских завоевателей из Китая (1368г.). Это ханство имевшее свою армию, претендовало на господство в Южной Сибири, и не раз предъявляло требования к России возвратить захваченные земли. В ответ царское правительство ссылалось, на то что, что земли в Западной Сибири издавна принадлежат России и города Томск, Кузнецк и Красноярск построены в пограничном поясе российской земли. Смерть хана Галдан-Цэрена в 1745 году вызвала резкое обострение внутриполитической обстановки в Джунгарии. Началась междоусобная войнаДжунгар с Манчжурской империй, в ходе которойДжунгарское ханство прекратило свое существование. Объединенные цинские и монгольские войска вышли к хребту Сайлюгем, разделяющему Монгольский и Горный Алтай. Алтайские зайсаны, не желавшие принять цинское подданство, создавали отряды в 300-400 человек и вели успешные бои с завоевателями. О героическом сопротивлении алтайцев цинским захватчикам сохранилось много преданий. Постоянные вторжения цинских завоевателей, угроза полного физического уничтожения южных алтайцев побуждает12 алтайских зайсанов: Омбо, Кулчугай, Кутук, Наамкы, Боохол, Черен, Буурут, Каамык, Наамжыл, Измынак, Сандут, Буктушаобратиться в 1755 году с письмом к русским властям с просьбой принять их в подданство.24 мая командующий сибирскими войсками Крофт, находившийся в Тобольске, получил указ из Коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 года с обстоятельным изложением условий и порядка приема в подданство России «зенгорцев»..., всех принятых в подданство, кроме двоеданцев и бухарцев, следовало постепенно «перепровождать по линиям в волжские калмыки». Тот же указ был направлен и на имя сибирского губернатора Мятлева. 21 июня 1756 года в Бийск прибывают зайсаныБуктуш, Бурут, Серен, Намыкай и демичиМенгошСергеков. Прибывшие были приведены к присяге и дали письменные «обязательства на их диалекте»: «1756 года летнего средняго месяца 24 дня кочующая по черной речке ОилинутеленгутовузайсангиНамук, Церин, Буктуш, Бурут, а вместо Боохола старшина Мингош все 3 с женами и детми и со всеми улусными людми, с малыми и болшими, прикочевали в подданство всероссийской государыне в вечные роды непременно. И где нам повелено будет селение иметь, по тому указу должны поступить и противу россиян никаких злых поступков, воровства и грабительства не чинить, в том и пред бурханы присягали, если пред в нарушение что учиним, то по воли и правам великия государыни наказание подвергаемся. И во уверение того мы, зайсанги и демичинары, сынов своих во аманаты отдали, а имянно: Биокутешева (Буктуш) сына Тегедека, Мохиина сына Бюдюрошка... (и т.д.)». От переселения на Волгу названные зайсаны отказались, указывая на то, что от нападения монгольского войска они разорены так, что многие не имеют лошадей и остались пешими. В числе других причин, не позволяющих немедленно переселяться на Волгу, они указывали то, что «от побегов и беспокойства лошади и рогатый скот весьма изнурены». К тому же во время нападения монгольского войска многие их родственники, а у иных жены и дети «разбежались по скрытным местам в горах, отступив от неприятеля с легким экипажем». За первой группой зайсанов, принятых в подданство в Бийске, сюда же вышли позднее зайсаныНамыкЕмонаев и КокшинЕмзынаков. Последним из зайсанов к Бийску вышел Кутук. В конце лета к Колыванской линии вышла оставшаяся часть Канскогоотока во главе с зайсаномОмбо и демичами Самуром и Алтаем. Вместе с Омбой вышли также 15 дымов зайсанаКулчугая. Чтобы склонить, отказывающихся от переселения на Волгу зайсанов, прибывшие представители наместника Калмыцкого ханства и полковник Дегарига решили зачитать перед ними фальшивое письмо, составленное на ойратском языке, якобы присланное от цинского командования, с требованием выдачи алтайцев. Это возымело сильное действие на зайсанов. Указом Коллегии иностранных дел России от 20 мая 1757 года предписывалось отправлять принятых в состав России алтайцев и других групп джунгарцев на Волгу разными партиями. 28 июля 1757 года из Бийска вышел большой кош – караван с 2277 переселенцами. В списке переселенцев, отправленных на Волгу, были зайсаныБурутЧекугалин, КамыкЯмонаков (НамыкЕмонаев), ЦеренУруков (Серен) и семейства умерших зайсановКулчугая и Омбо. Кроме того, в коше были люди зайсанаБуктуша. По подсчетам Коллегии иностранных дел России, к началу 1760 года общая численность джунгарских беженцев, принятых в подданство России, составляла 14617 человек. Переселение сопровождалось массовой гибелью людей от болезней: оспа, дизентерия, а также от голода и холода. Только до Омской крепости, куда первый караван прибыл 11 сентября, выехавший в составе 3989 человек, потерял 488 человек. В Омске с 11 по 21 сентября умерло – 63. В пути от Омска до Звериноголовской крепости умерло еще 536 человек. 22 октября 1758 года, в калмыцкие кочевья прибыл караван из более чем 800 семей. Таким образом, в середине XVIII в. присоединяется к Российскому государству основная территория Горного Алтая. В 1757-1759 гг. воспользовавшись географической отдаленностью юго-восточных районов Горного Алтая от российских военных укрепленных линий, фактической невозможностью со стороны России в данный период полностью воспрепятствовать проникновению в Горный Алтай военных отрядов со стороны Монголии, Цины подчинили жителей бассейна реки Чуи и Улаганского плоскогорья. В конце XVIII – первой половине XIX вв. территории двух современных районов (Кош-Агачского и Улаганского), называвшихся Первой и Второй Чуйскими волостями, находились под двойным протекторатом России и Китая, жители, которых являлись двоеданцами двух могущественных империй на протяжении 100 лет. Таким образом, долгий исторический путь прошли алтайские этносы. Они входили в состав первого и второго Тюркских каганатов, Монгольской империи, Джунгарского ханства, пока не подверглись китайскому нашествию в 1755–1759 гг. Чтобы уберечь свой народ от истребления, большинство алтайских племенных правителей – зайсанов обратилось к России с просьбой о защите и принятии их в подданство. Ориентация алтайского народа на Россию не была случайной, вхождение в ее состав стало завершающим актом объективного исторического процесса сближения двух народов – русского и алтайского. Празднование этой даты в Республике Алтай и Усть-Коксинском районе насчитывает уже много лет. Обратимся к документам. 16 октября 1956 г. на очередном заседании аймакисполкома принимается решение № 177 о мероприятиях посвященных этому юбилею, в том числе проведению 15 ноября 1956 г. «юбилейной сессии аймачного Совета депутатов трудящихся». Как же собирался район праздновать эту дату? В документах говорится об « организации сельских сходов, докладов и лекций». На совместном заседании 12 ноября 1956 г. Усть-Коксинского РК КПСС и Усть-Коксинскогоаймакисполкома принято постановление № 181 «О награждении почетными грамотами и ценными подарками передовиков сельского хозяйства и промышленности в честь юбилея 200-летия добровольного вхождения алтайцев в состав России». Всего было награждено ценными подарками 68 человек, почетными грамотами «райкома партии и райисполкома» 134 человека. Награждают тружеников аймака за высокие достижения в области сельского хозяйства и Горно-Алтайский облисполком.Среди награжденных: колхозы Усть-Коксинского аймака: им. Молотова (с. Огневка), «Красная звезда» (с. Мульта), им. Сталина (с. Горбуново).Признан победителем в социалистическом соревновании Горно-Алтайской автономной области по надою молока за 1956 г. Абайскиймолмясосовхоз, ему оставлено переходящее Красное Знамя. Постановлением Горно-Алтайского облисполкома № 569 от 20 ноября 1956 г. занесены в областную Книгу Почета и на Доску Почета по Усть-Коксинскому аймаку: Нагибина Васса Затеевна – телятница колхоза «Красный партизан» с. Теректа Кузьмин Карпий Кузьмич – скотник колхоза «Красный партизан» с. Теректа Карбаницкий Василий Парфенович – скотник колхоза «им. Молотова» с. Огневка Байрымрова Лидия – доярка молмясосовхоза «Абайский» Круглов Владимир Александрович – комбайнер молмясосовхоза «Коксинский» Нецветаев Иван Яковлевич - комбайнер молмясосовхоза «Нижнеуймонский» Исова Лидия - доярка колхоза «Животновод» с. Абай Бочкарева Васса Петровна - колхоза «им. Молотова» с. Огневка Кудрявцева Анна Абрамовна - колхоза «им. Молотова» с. Огневка. 20 лет назад, 21 июня 1996 г. в Усть-Коксе состоялся III республиканский фестиваль народного русского фольклора, посвященный 240-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства. 10 лет назад, в 2006 году: педагоги и учащиеся профессионального училища № 2 подготовили и провели 25 апреля праздничный концерт, посвященный 250-летию вхождения алтайского народа в состав России; 4 мая в с. Катанда состоялся праздничный концерт, посвященный 250-летию вхождения алтайского народа в состав России; 25 июня 2006 г. в солнечный воскресный день в Усть-Коксе состоялся праздник Зеленой листвы, посвященный 250-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Фестиваль «Родники Беловодья, состоявшийся 23-24 марта 2011 г. вс. Усть-Кокса был посвящен 255-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России. 30 июня 2011 году на коксинской земле началось празднование XIфестиваля русского народного творчества «Родники Алтая», посвященного 255-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи и 20-летию образования Республики Алтай. Таким образом, празднование славной датыдобровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи являлось данью памяти современного поколения тем важным исторически событиям, происходившим в середине XVIII в.
Краткую историческую справку составила Начальник архивного отдела Л.В. Бухтуева 31.03.2016
|